Думаете с малышами сложно? А вот и нет! В этом статье мы докажем вам, что есть множество полезных и интересных способов развивать малыша двух-трех лет.
Конечно, в первую очередь, это должны быть развивающие занятия в игровой форме.
Почему именно игровая форма? Игра для ребенка — самый простой и эффективный способ знакомства с окружающим миром. При этом во время игры ребенок проявляет физическую и умственную активность. Однако по-настоящему развивающим занятие делаете вы своим участием и вниманием к ребенку.
Итак, какие же занятия и развивающие методики рекомендуют психологи и педагоги для малышей 2-3 года?
Сенсомоторные игры
Среди развивающих игр для детей 2-3 лет на первом месте стоят сенсомоторные игры — те, которые развивают сенсорику и мелкую моторику малыша. Здесь мы расскажем, какие игры помогут ребенку от 2 лет развить сенсомоторные навыки.
Винтики и болтики
Закручивание и откручивание винтиков, забивание колышков прекрасно развивает тонкие движения пальчиков и кисти. В магазине игрушек вы найдете аналоги настоящих инструментов. Они обычно делаются из пластика и бывают довольно крупными. Ребенок учится вставлять винт в нужное место и закручивать его игрушечной отверткой. Есть наборы с гаечными ключами. Но можно предложить малышу и настоящую отвертку и несколько больших винтов. Тогда нужно приготовить для него дощечку с заранее просверленными дырками.
Игра с песком
Это простое занятие чудесно развивает осязание и приносит малышу много удовольствия. Покажите ребенку, как закапываться руками в песок, как песок утекает между пальцами, попробуйте посыпать песочком его ножки, спинку. Попросите ребенка на пляже закопать вас в песок, оставив только голову. Потом пошевелите руками и ногами, стряхивая с себя песок, и предложите малышу проделать с ним то же самое.
Песок можно исследовать, погружая в него обе руки, гладить, похлопывать по нему рукой; пропускать песок сквозь пальцы, захватывать его в пригоршню… И конечно, массу удовольствия и вам и ребенку доставит строительство из песка замков, сказочных городов и пещер.
Рисование на крупе
Игры с крупами и макаронами способствуют развитию мелкой моторики, фантазии ребенка. Есть масса вариантов таких игр:
- сюжетно-ролевая игра — кормить любимых кукол или мягкие игрушки, готовить кушать из этих круп, развозить в машинках стройматериалы на стройку и т.д.;
- сортировочная игра, используя разные крупы или формы макаронных изделий.
Лучше использовать более крупные сорта макарон (спиральки, бантики, разноцветные макароны). Игра должна проходить строго под присмотром взрослого!
Необычная игра
Взрослым это понять трудно, но все дети любят возиться с грязью. Тут тебе и удовольствие, и разрядка, и развитие осязания. Выкопайте в земле ямку, опустите туда кусок полиэтилена и наполните садовой землей. Добавьте воды. Пусть ребенок делает со всем этим что хочет. Если он слепит из грязи какие-то фигурки, скульптуры, их можно сохранить. Для этого высушите его изделия на солнце. Когда игра будет закончена, заровняйте вместе с ребенком ямку в земле.
Занять ребенка можно и с помощью подручных средств. Достаточно подключить фантазию и немного любви.
Бутылка и крышки
Игры с сортерами очень хорошо развивают мелкую моторику, внимание, концентрацию, усидчивость, способствуют изучению цветов, форм, размеров. Для игры достаточно будет пятилитровой бутылки и широким горлом и разноцветных крышек с лимонада.
Ребенок проявит большой интерес и с удовольствием будет засовывать крышки в бутылку. Такая игра абсолютно безопасная и очень полезная.
Традиционные занятия
Развитию ручных умений в этом возрасте помогают традиционные детские забавы: возня в песочнице, изготовление куличиков, переноска песка в ведерке или отгрузка его в игрушечный грузовичок, строительство замков из песка на пляже…
Пальчиковые игры
Отлично развивают сенсорное восприятие ребенка и мелкую моторику творческие занятия и пальчиковые игры.
Вышли пальчики гулять…»
В народе говорят, что ум человека в кончиках пальцев. По мере того как пальчики становятся все более ловкими и умелыми, ребенок также становится более смышленым и сообразительным — это связано между собой. Многие наши занятия ручным трудом, как мы уже рассказывали, развивают мелкую моторику. Но есть специальные ежедневные занятия для этих целей — пальчиковые игры.
Сколько удовольствия доставляет малышам пальчиковая игра в «сороку-белобоку»!
А вот другая игра:
«Раз, два, три четыре, пять.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал, этот ел,
При словах «этот пальчик гриб нашел» загибайте мизинец, затем последовательно безымянный палец, средний и указательный. При словах «ну а этот..,» загните большой палец и пощекочите ладошку малыша.
***
Пой-ка, подпевай-ка,
Десять птичек — стайка,
Эта птичка — соловей,
Эта птичка — воробей,
Эта птичка — скворушка, Сонная головушка,
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель,
Эта птичка — скворушка, Серенькое перышко,
Это зяблик, это чиж,
Это развеселый стриж.
Ну а это злой орлан
Налетел, как ураган.
Птички, птички, по домам.
Пояснения: Сначала ручки машут «крылышками», а затем каждый пальчик-птичка кланяется, и последний пальчик — большой — совершает (вместе с рукой) круговые движения, и все пальчики прячутся за спину.
***
Перед тобой пятерка братьев — Раз, два, три, четыре, пять.
Дома все они без платьев — Раз, два, три, четыре, пять.
А на улице зато Надо каждому пальто:
Этому пальто, этому пальто…
Раскрывается правая ладошка. Шевелим каждым пальчиком. Раскрывается левая ладошка. Кланяется каждый пальчик. Левой рукой «одеваем», поглаживаем каждый пальчик правой.
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
Делаем ладошками «крышу». Пальчики в кулачки (большой палец внутри).
Большой палец вылезает.
Больше пальчиковых игр найдете в этом видео:
Творческие занятия для малышей 2-3 года
Замечательные развивающие занятия для малышей 2-3 лет — это творческие занятия. Они помогают в правильном формировании как мелкой моторики и сенсорики, так в развитии воображения и мышления у ребенка. Итак, чем же занять ребенка в 2-3 года?
Рисование
Малыш к трем кроме размашистых линий начинает изображать фигуры: круги, квадраты, кляксы, треугольники. Три года — начало эпохи «головоногов»: малыш рисует человечков и животных в виде колобков с ножками и ручками. Это совершенно нормальный этап, не нужно поправлять малыша.
Пробуйте с малышом новые материалы и инструменты для рисования.
Материалы и инструменты
Это могут быть пальчиковые краски, восковые мелки, жидкая акварель, гуашь.
Жидкая акварель хороша тем, что не требует отдельно банки с водой для разведения краски. Нужно развести краски в баночках, положить в каждую свою кисточку, чтобы малыш не перемешивал краски, и можно начинать рисовать. Начинать нужно с одного цвета, например, желтого. Потом можно добавить красный и синий. Не давайте ребенку много цветов, пусть сам поймет, как получаются оттенки из трех основных цветов.
Восковые мелки должны быть толстые и короткие, тогда они не будут ломаться, и малышу их будет удобно держать. Мелков тоже не нужно много: вполне достаточно желтого, синего и красного для начала.
Пальчиковые краски нужно выбирать только натуральные и безопасные, ведь малыш будет перемазан ими полностью. Возможно, они даже попадут ему в рот. Для такого рисования приготовьте ребенку фартук и рабочее место. Вместо бумаги можно использовать, например, рулон старых обоев.
Лепка
Материалы для лепки
Лепить можно из пластилина, глины, воска, соленого теста. Если выбираете малышу какую-то другую массу для лепки, также обращайте внимание на состав. Чем натуральнее масса,тем лучше.
- Самый лучший материал для малышей — воск, он натуральный, теплый (в отличие от глины), не маркий, экономный. Воск можно раздобыть у пасечников. Перед использованием его нужно растопить в теплое воде, потом размять в руках. Готовые изделия из воска потом можно повторно растопить и слепить что-то другое.
- Глина — также чудесный натуральный материал, но она подходит детям постарше. Во-первых, она маркая. Будьте готовы потом отмывать от глины ваше чадо и все вокруг. Во-вторых, лепка из глины требует определенной сноровки — она высыхает в руках, и ее нужно периодически смачивать. Если же добавить слишком много воды, вылепить что-то будет просто невозможно. Все эти ее свойства могут создать трудности для малыша.
- Пластилин — самый доступный сейчас материал, он нетоксичен, немарок, не требует воды, не высыхает, достаточно пластичен. Только будьте внимательны, чтобы малыш не размазывал его по столу и мебели, отдирать его от поверхностей бывает непросто. В идеале для лепки пластилина используют специальные пластиковые дощечки.
- Соленое тесто можно приготовить самим в домашних условиях. Подробный пошаговый рецепт есть в нашей статье о соленом тесте.
Кроме массы для лепки и дощечки вам еще понадобятся: деревянный или пластиковый нож, стеки, формочки для пирожных или печенья, различные штампики.
Что можно лепить
Вы можете делать с ребенком отпечатки с разных поверхностей: дерево, листок, цветок, подошва обуви.
Спросите у малыша, что хочет слепить он, и помогите ему сделать это. Это может быть еда для кукол, животные, кукольная мебель, даже маленькие города и рельефы.
Можно лепить объемные картины на картоне из пластилина. Для начала нарисуйте ребенку на картонке контур, потом дайте ему кусочки пластилина разного цвета, чтобы он залеплял картинку.
Предложите малышу сделать на листе картона горы из глины, теста или пластилина. Предложите воздвигнуть горы разной формы — высокие, узкие и невысокие, приземистые. Когда горная цепь будет готова, дайте ребенку клей, чтобы он обрызгал им вершины, а потом посыпал их солью. Одну горку можно посыпать не солью, а сахаром.
Аппликация и коллаж
Аппликация и коллаж хорошо развивают фантазию ребенка, а также знакомят со свойствами различных материалов. Заведите специальную коробочку, в которую вы с малышом будете собирать материалы для коллажа.
Что можно собирать?
-
Куски фольги, разнообразной бумаги — папиросной, оберточной, гофрированной, цветную бумагу, блестки.
-
Лоскутки самых разных тканей, обрезки кружев, ленты, шнурки от подарочных упаковок, ненужные пуговицы, клубочки пряжи, ватные шарики.
-
Перья, листья, семена, плоды, сухие соцветия интересной формы, плоские камешки, крупный песок, раковины, веточки, кусочки коры, бересты и т. п.
-
Красивые сухие фасолины, бобы, горох, фигурные макаронные изделия.
К этим материалам на кухне всегда можно найти дополнения: поваренную соль или сахарный песок, какао-порошок, муку, яичную скорлупу, рис, овсяные хлопья… Еще понадобится плотная бумага для основы и клей, удобнее всего для этой техники пользоваться клеевым карандашом — так легче нанести клей точно в нужное место. Подойдет и клей ПВА. Можно приготовить клейстер из муки.
Множество идей для аппликации, мастер-классы и шаблоны можно найти здесь.
Музыкальное развитие и развитие речи
Конечно, творческие занятия — это еще не все занимашки и развивашки для малышей от двух лет. Есть еще полезные развивающие игры для детей в 2-3 года, помогающие в формировании речевого и музыкального развития малыша.
Некоторые родители бьют тревогу, из-за того что их чадо в полтора года все еще «не говорит» (не произносит характерные для этого возраста слова «мама», «папа», «баба» и др.). Стоит ли беспокоиться по этому поводу?
Возможно, особых поводов для паники нет. Малыш хорошо слышит? У него нет очевидных задержек развития? Он понимает простые слова, просьбы? Например, просьбу показать на картинке киску, мишку, принести мячик, надеть рукавичку и т.д. Если вы можете утвердительно ответить на эти вопросы, то, скорее всего, беспокоиться не о чем. Некоторым детям гораздо труднее произносить слова, чем понимать их значение. А может, вы слишком хорошо понимали своего ребенка без слов и у него просто не было необходимости выражать словами свои просьбы? Задайте волнующие вас вопросы специалистам (психологу, логопеду, отоларингологу), которые способны помочь ребенку даже в самые ранние сроки.
Речевые занятия и игры с детьми 2—3 лет
Скажи, как я
Предложите ребенку послушать, как вы говорите слова, а затем повторить так же. Важно, чтобы малыш говорил слова отчетливо, повторяя вашу степень громкости. Подбирайте такие слова, которые ребенку говорить сложно.
Магазин
Расставьте игрушки на столе и предложите ребенку поиграть- Скажите: «Я буду продавцом» — и переспросите: «Кем я буду?» Ребенок отвечает. «А ты будешь покупателем. Кем ты будешь?» — «Покупателем», — отвечает ребенок. «Что делает продавец?» — «Продает». — «Что делает покупатель?» — «Покупает». Покажите игрушки, которые собираетесь «продавать». Ребенку нужно назвать их.
Ребенок-покупатель подходит к столу. Вы спрашиваете его, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок указывает, например, на мишку. Игрушку можно продать только в том случае, если слово названо правильно или если малыш очень постарался сказать как надо. Продав игрушку, можно спросить ребенка, для чего она ему нужна. Можно меняться ролями в процессе игры, а лучше всего, если в ней будут участвовать несколько детей близкого возраста.
Можно ездить или нет
Приготовьте коробку и картинки, на которых изображены самые разные средства передвижения, имеющие в названии звук «с» («сь»): самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус и др. Сложите их в коробку и добавьте туда же картинки с изображениями других предметов с теми же звуками в названии: стул, апельсин, стол, сапог, санки, сосиска, снежинка и др.
Попросите ребенка вынимать картинки из коробки и называть изображенные на них предметы. При этом ему каждый раз нужно сказать, можно на этом предмете ездить или нет. Конечно, следите, чтобы ребенок отчетливо выговаривал слова, правильно произносил звук «с» («сь») в них.
Звуки окружающего мира
Учите ребенка прислушиваться к окружающим кам. Придумайте команду (это может быть слово, хлопок в ладоши и др.), по которой вы с малышом замрете, погрузитесь в мир звуков. Что вы оба слышите? Отдаленный шум транспорта, жужжание пчелы, гул самолета тиканье часов, падение капель воды из крана, щебетание птиц…
Сначала просто слушайте вместе с ребенком. Если он достаточно большой и может рассказать о своих впечатлениях словами, обсудите с ним свои наблюдения. Потом снова послушайте.
Необычный барабан
Расставьте в ванной железные и пластмассовые ведерки вверх дном, другие предметы, которые при попадании воды будут издавать определенные звуки. Возьмите душ или резиновый шланг, который нужно прикрепить крану. Расставьте найденные предметы и включите воду. Покажите ребенку, как направлять струю воды на металлическую поверхность. При этом пусть слушает и сравнивает барабанящие звуки и ритмы, которые вода производит при попадании на разные поверхности. Поэкспериментируйте: меняйте интенсивность напора воды и снова сравнивайте звуки.
Эту игру можно проводить в летний день в саду. Вместо душа возьмите садовый шланг с наконечником-распылителем, а вместо домашней утвари — садовую: различные металлические предметы — ведра, тазы, кастрюльки, крышки, миски и т. д.
Звуки животных
В эту игру-загадку могут играть два или больше игроков. Первый игрок издает звуки, характерные для определенного животного, второй — угадывает, кто это, потом том игроки меняются ролями. Стимулируйте выразительное представление звуков.
Физическое развитие малыша от 2 лет
Не надо забывать и о физическом развитии малыша. Для правильного и гармоничного телесного развития также существуют развивающие занятия для детей 2-3 лет.
На свежем воздухе
2-3 летний малыш много двигается и узнает мир. Нужно всячески поощрять физически активные игры, благодаря которым развивается равновесие и координация движений. Если стоит вопрос, чем занять ребенка, придут на помощь разнообразные игры, где нужно прыгать, скакать, перелазить через преграды.
Скорее всего, ваш ребенок уже ездит на трехколесном велосипеде, учится останавливаться и вновь стартовать, то есть совершенствует свои навыки самоконтроля.
Лови мяч!
К 2 годам дети, как правило, осваивают несложные действия с мячом. Пора вводить элементы, помогающие развивать ловкость и меткость, укреплять кисти и пальцы рук.
Цель этой игры — научить ребенка бросать мяч в определенном направлении и ловить его. Встаньте напротив ребенка с небольшим мячом в руках (диаметр 18— 20 см). Назовите малыша по имени и скажите: «Лови мяч!», затем бросьте мяч своему партнеру. Он должен поймать его и бросить назад вам. Учите бросать мяч двумя руками снизу, а ловить, вытягивая руки вперед и захватывая кистями, не прижимая к груди.
У кого лучше
Предложите малышу посоревноваться, у кого лучше получится:
- подбросить мяч и поймать двумя руками;
- с силой ударить мяч о землю, чтобы он отпрыгнул;
- пнуть как можно дальше мяч ногой;
- подбросить мяч с вытянутыми над головой руками и поймать на лету;
- перебрасывать мяч друг другу;
- стараться попасть мячом в коробку или корзину;
- толкнуть мячик и догонять его.
Не слишком увлекайтесь, не забывайте «проигрывать» своему маленькому партнеру. Главная цель не соревнование, а совершенствование двигательных навыков малыша.
Маленький циркач
Положите малышу на пол или траву доску, и пусть он балансирует на ней, стараясь не упасть. Это упражнение можно делать на четвереньках.
Поймай платочек
Подвесьте на веревочке платок или мешочек с конфетами, и пусть ребенок подпрыгивая постарается его достать.
Игра в кегли
Отличное средство занять ребенка постарше, достаточно твердо стоящего на ногах. К тому же это занятие развивает меткость и умение бросать или катить мяч. Кегли можно купить в магазине, а можно легко и быстро сделать из подручных материалов. Просто возьмите несколько пластиковых бутылок из-под лимонада. Для устойчивости можно добавить в бутылки песок или мелкие камешки. Затем расставьте их в форме треугольника в дверном проеме — основанием треугольника к играющему. Покажите ребенку, что нужно делать: возьмите мягкий мяч и катните его по направлению к кеглям. Если собралась компания ребятишек, попробуйте устроить соревнование.
Новые жесты
Покажите малышу какой-нибудь простой жест, который вы у него еще не наблюдали. Например, сожмите пальцы в кулак и разожмите их, потрите ладонью о ладонь и т. д. Если рассказываете ребенку стишки или пойте песенку-потешку, сопровождайте слова жестами, югда он освоит эти жесты, добавляйте новые. Если понадобится, помогите малышу правильно сложить ручки ли пальчики. Наберитесь терпения — кое-что придется повторять много раз.
Примеры подвижных игр для малышей можно посмотреть здесь:
Знакомство с окружающим миром
Кроме игр на свежем воздухе, существуют и игры дома для детей 2-3 лет. Прежде всего, это игры на изучение качество предметов, а также знакомство с новыми понятиями и другие познавательные игры для малышей.
Итак, как же готовить ребенка к знакомству с окружающим его предметным миром?
- В библиотеке малыша должны быть книжки с картинками, на которых много знакомых предметов. Показывайте и называйте их, а малыш пусть переворачивает страницы.
- Показывайте, как пользоваться различными предметами.
- Можете потренировать его в умении находить или прятать предметы по вашей инструкции: найди яблоко, оно под миской; положи карандаш на коробку и т. д.
- Играйте с ним в игры, в которых нужно подбирать предметы друг к другу по размеру, форме, цвету.
Самодельные книжки
Возьмите несколько кусков картона размером с открытку. Это странички будущей книжки. На одну страничку наклейте лоскуток гладкой ткани (шелка или сатина), на другую — кусочек ткани с выпуклым узором (вельвет, бархат) или узелками (букле).
Можно сделать страничку искусственного меха, наклеить кусочек ворсистого коврика, кусочек гофрированного картона, нашить несколько пуговиц… Или намазать картон клеем и рассыпать по клейкой поверхности зерна кукурузы, горох, гречневую или перловую крупу, обрезки пряжи, соль…
Скрепите листки вашей тактильной книжки любым удобным способом. Время от времени доставайте свою коллекцию — пусть малыш проводит ручкой и пальцами по разным поверхностям, сравнивает свои ощущения. Ребенок постарше может делать это с закрытыми глазами, угадывая, что у него под руками. Можно и посоревноваться в узнавании различных материалов.
Одинаковое на ощупь
Приготовьте по паре образцов материалов, явно отличающихся на ощупь. Это могут быть маленькие квадратики гладкого кафеля, линолеума, бархата, махровой ткани, меха, наждачной бумаги и т. д. Дайте ребенку как следует ощупать каждый материал, поговорите о его свойствах — твердый или мягкий, гладкий или шершавый. Смешайте квадратики и дайте один из них малышу. Пусть он попробует с закрытыми глазами подобрать для него пару.
Какими бывают поверхности
Дома и на прогулке, обращайте внимание на то, какие предметы на ощупь.
Можно сравнить ощущения от гладкой коры дерева и от шершавой, от мягкой травы и сосновой хвои и т. д. Побуждайте малыша точнее выражать свои ощущения словами. «Этот ствол гладкий, теплый понятный на ощупь…» Если понадобится, объясните значение таких прилагательных, как шероховатый, клейкий, бугристый и т. д. Предложите сравнить и температуру разных поверхностей. Например, можно потрогать нагретый солнцем песок, а потом — холодный камень.
Найди парный предмет
Возьмите две коробочки и положите в них парные предметы. Это могут быть одинаковые шарики, кусочки одной и той же ткани, клубочки шерстяной пряжи, пуговицы одного размера и формы, две крышечки от бутылок и т. д.
С закрытыми глазами малыш достает из коробочки один предмет. А теперь нужно на ощупь в коробке отыскать тако же. Со временем, ребенок будет проделывать это быстрее.
Об игрушках
Игрушки для малышей 2-3 лет должны быть, желательно, из натуральных материалов: дерево, глина, ткань, шерсть. Это наиболее гармонично для развития ребенка и его знакомства с окружающим миром.
Старайтесь избегать игрушек очень ярких, кричащих расцветок. Именно в этом возрасте у ребенка закладываются вкусовые пристрастия, и они останутся с ним на всю жизнь. Плохо, когда игрушки некачественные, быстро ломаются, это приводит только к расстройствам малыша. Не подойдут и слишком натуралистичные игрушки — например, куклы Барби, модельные машинки — они в таком возрасте ребенку ни к чему, только мешают развитию детской фантазии. То же можно сказать о многочисленных музыкальных и говорящих игрушках: вопреки расхожему мнению, никакого развития они не несут, только блокируют воображение ребенка.
Какие же игрушки будут идеальными?
- Простые природные материалы — дощечки, шишки, камешки; деревянные неяркие конструкторы; народные игрушки (глиняные лошадки, куклы-мотанки, матрешки);
- куклы тряпочные без лиц;
- животные из шерсти и дерева, похожие на настоящих (на четырех лапах, нормальных расцветок, никаких двуногих мишек и розовых зайцев)
- и многое другое, на что хватит фантазии родителей.
Помните, ребенку в этом возрасте нужны вовсе не дорогие и сложные развивающие устройства, а максимально простые и природные вещи — именно они помогут малышу правильно и гармонично развить отношения с окружающим миром.
Где искать такие игрушки? Лучше всего, конечно, делать самим, в этом нет ничего сложного. Если нет времени и возможностей: на Вальдорфских и Монтессори порталах, ремесленных ярмарка. Иногда они попадаются и в обычных детских мирах в разделе деревянных игрушек, но не так часто, как хотелось бы.
Итак, в этой статье мы подробно осветили методики развития ребенка 2-3 года, привели разные примеры игр и развивающих занятий с малышом. Надеемся, вам и вашему малышу они понравятся!
Делитесь в комментариях, как вы проводите время с малышами!
Статья написана по материалам Г.Е.Акимовой «Расту, играю, развиваюсь!» (2006 г., Екатеринбург), Лилии Дыкман «Гармоничный ребенок» (2012 г., Санкт-Петербург)
Как весело отпраздновать Пасху с ребенком, можете прочитать в нашей статье.
Хороший проект, главное полезный! Автору-успехов!