Учим падежи русского языка интересно

падежи

Перед учениками начальной школы частенько встает проблема: как выучить падежи, как научиться определять падеж, как запомнить падежные вопросы или поставить нужное падежное окончание? В школе частенько преподают лишь сухую теорию, удержать в голове которую бывает ой как непросто. И здесь приходит на помощь младшему школьнику волшебная палочка: стишки-запоминалки. В этой статье мы приведем самые яркие и интересные, которые легко запомнить. Тогда определить падеж для Вашего ребенка не составит труда!

Последовательность падежей

Вопрос номер один: как запомнить последовательность и названия падежей? Не поверите, здесь нет ничего сложного. Желательно, конечно, для начала рассказать про каждый падеж, откуда взялось его название.

  • Именительный падеж – называет предметы, поэтому отвечает на вопросы кто? что? Проверочное слово – есть.
  • Родительный падеж показывает принадлежность, часть целого. Например, сын отца, дочь родителей, котенок кошки, ножка стула, поэтому называется родительным и отвечает на вопросы кого? чего? Проверочное слово – нет.
  • Дательный падеж, конечно, самый щедрый, он кому-то что-то все время дает, поэтому так называется и отвечает на вопросы кому? чему? Проверочное слово – дать.
  • Винительный падеж любит кого-то или что-то винить во всех своих бедах, поэтому отвечает на вопросы кого? что? Проверочное слово – виню, вижу.
  • Творительный – самый творческий падеж. Для этого ему нужны помощники – с кем творить и чем творить. Соответственно, падежные вопросы его кем? чем? Проверочные слова – творю, горжусь, предлог с.
  • Предложный вопрос – единственный падеж, имеющий предлоги в своих вопросах. Отсюда его название. А вот вопросы можно запомнить, если рассказать, что он любит мечтать о чём-то или ком-то. Вопросы: о ком? о чём? в ком? в чём? Проверочные слова – говорю о, мечтаю о, живу в.

Если один раз объяснить ребенку характеры падежей, вспомнить их названия будет гораздо легче. Для запоминания же их порядка есть такие запоминалки:

  • Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку.
  • Имя Родители Дали бобру, не Винить, а Творить Предложили добро.

Падежные вопросы

Для быстрого запоминания падежных вопросов и вспомогательных слов тоже есть стишки-запоминалки. С ними определить падеж любого существительного не составит труда. Например:

Есть у меня монета,

Нет у меня билета.

Дам я монету кассиру,

Кассир мне протянет билет.

Сяду в автобус с билетом

И буду мечтать я о лете.

Этот стишок мы придумали с учениками. В нем есть вспомогательные слова для падежей и существительные, поставленные в соответствующий падеж.

Еще стих-запоминалка про кота:

Стих про кота на запомнинание падежей

В этом стихотворении нет вопросов, но есть слово «кот», поставленное в разные падежи в правильной последовательности. Если выучить с ребенком стих, можно вместо «кота» подставлять нужное слово.

Как научиться определять падеж?

Здесь мы приведем пошаговый алгоритм, как определить падеж существительного.

  1. Для начала нужно научиться задавать вопросы. Главное – понять от какого слова какому. Например: Кот сидит на дереве. Сидит (на чём?) на дереве.  Потренируйтесь с ребенком задавать правильные вопросы от нужного слова. Чаще всего это будет глагол: не приблизится (к кому?) к коту. Но не всегда: ручка (чего?) двери, нет (чего?) воды.
  2. Вспоминаем второй вопрос. То есть, если было кому? Второй вопрос – чему? Если было на чём? Второй – на ком?  Кого? – здесь второй вопрос может быть что? или чего?                                                                                                                       
    Обязательно, подставьте оба вопроса в предложение, чтобы определить, какой падеж. Нет (кого? чего?)  кота – Родительный падеж. Вижу (кого? что? кота) – Винительный падеж. Та же путаница может быть с Именительным и Винительным падежом. Есть (кто? что?) яблоко. Вижу (кого? что?) яблоко.
  3. Научившись задавать вопросы, думаем, какому падежу они принадлежат. Вспоминаем вспомогательные слова: кому? чему? что делать – дать. Кто? что? что делаетесть. кого? чего? – нет, кого? что? что делаю – виню  и т.д.
  4. У вопросов предложного падежа могут быть другие предлоги, помним об этом. Понимаем, что на ком? на чём? = в ком? в чём? = о ком? о чём?

Ставим правильные падежные окончания. Склонения имен существительных

Не поверите, и здесь нет ничего сложного! Не нужно мучать ребенка, заставляя заучивать таблицу с гласными падежных окончаний. Достаточно объяснить ему, что такое склонение, какие бывают типы склонения, и дать запомнить три контрольных слова, по одному из каждого типа.

Склонения имен существительных русского языка приведены в этой таблице:

склонения имен существительных

А теперь дело за малым. Запоминаем слова: рука (1 склонение), стол (2 склонение) и тень (3 склонение). Например, так:

Рука на стол отбрасывает тень.

Теперь, когда мы не можем определить правильное падежное окончание, определяем склонение трудного слова, подставляем одно из этих трех, в зависимости от склонения (рука, стол или тень) и –  вуаля – мы знаем окончание!

Например: Я пишу в тетрад… Что там Е или И в конце? Думаем так: тетрадь – существительное женского рода, заканчивается на мягкий согласный, значит, это третье склонение. Подставляем слово «тень». «В тени» –  там явно слышится буква И. Следовательно, пишем букву И.

Как легко и просто запомнить спряжение глаголов

Как видите, падежи и склонения – это не так уж сложно. Желаем успехов в учебе!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: