В этой статье я решила собрать свой опыт по обучению детей спряжению русских глаголов, поскольку эта тема тоже часто представляет трудность. Идеи в основном не мои, я просто собрала лучшее, что уже есть. Итак…
Собственно спряжение глаголов
Эта история взята из книги Татьяны Рик «Здравствуй дядюшка глагол» (Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! — М.: РИО «Самовар», 1995. ). Я рассказываю детям такую историю:
Жили-были глагольчики, и было у них все хорошо, пока на город не напал злой дракон. Тут-то и случилось странное разделение. Одни глаголы повели себя очень трусливо и начали кричать дракону: «Не ешь нас, ешь других!». Другие же глаголы наоборот оказались очень храбрыми и закричали: «Ишь, какой ты наглый дракон. Мы тебя победим! И съесть нас не дадим!»
Дракона глаголы победили, но жить вместе больше не захотели. Тогда-то и основали они два города — Первоспряженск, где поселились трусливые глаголы. И Второспряженск, где живут храбрецы.
Здесь мы ребенку поясняем, что определить, кто где живет, очень просто. Нужно поставить глагол во второе лицо единственного числа, то есть ответить на вопрос «Что ты делаешь?». Если в ответе слышится -ешь (поешь), значит, глагол из Первоспряженска, то есть первого спряжения. Если слышится -ишь (спишь, молчишь), то из Второспряженска, то есть второго спряжения.
Глаголы с безударным окончанием
А что делать, если не слышно «е» там или «и», потому что личное окончание глагола безударное? Например, в глаголах «слушаешь», «строишь» или «думаешь»? Что тогда? Здесь рассказываем детям еще одну историю:
Однажды глаголы из обоих городов вышли на совместную прогулку и не успели вернуться до захода солнца. Стемнело, и глаголы заблудились. Они больше не могли понять, куда им идти и кто где живет. И тогда глагольчики стали звать не помощь. Их вопли были услышали, к ним в ярком сиянии спустился светящийся рыцарь на белом коне.
— Кто ты? — удивленно спросили глаголы.
— Я рыцарь Инфинитив. Я пришел помочь вам добраться до дома.
— И что же нам делать?
— А вот на этот вопрос вы должны ответить сами, и тогда сразу найдете дорогу домой.
Итак, если неясно, что там стоит во втором лице единственного числа (что делаешь), нужно отвечать на вопрос «что делать?», то есть ставить глагол в инфинитив. Например, строишь — строить, думаешь — думать, слушаешь — слушать. Если в инфинитиве стоит буква «и» — глагол из Второспряженска, и в личных окончаниях тоже всегда будет «и». Если в инфинитиве любая другая буква — это житель Первоспряженска, и в личных окончаниях «е».
Здесь еще хорошо бы запомнить окончания множественного числа третьего лица. В первом спряжении это -ут, -ют, во втором — -ат, -ят. Я детям говорю, что добрые, но трусливые жители Первоспряженска разводили УТок. А во Второспряженске никого не разводили, но они были очень храбрые и немного воинственные, и у них был АТаман.
Глаголы-исключения
Эта тема почему-то часто представляет сложность для детей. Хотя ничего сложного в ней нет.
В Первоспряженске нашлось 11 храбрых глаголов не на -ить, которые захотели переехать во Второспряженск. Вот список храбрецов:
Гнать, дышать, держать, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
И еще смотреть, вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Именно так стихом мы их и заучиваем.
Во Второспряженске же нашлась пара трусливых глаголов, которые захотели переехать в Первоспряженск:
брить
стелить
Именно поэтому личные окончания глагола «гнать», например, будут с буквой «и» (гонишь), а глагола брить с буквой «е» (стелешь).
Вот и все. Как видите, ничего сложного тема спряжения глаголов из себя не представляет. Через сказки и стишки можно довольно быстро разобрать и запомнить.
О том, как легко запомнить падежи
Удачи в изучении спряжения глаголов!