Родители знают, что при развитии и взрослении ребенка бывают периоды «спокойствия», тишины, когда детки послушные, веселые, некапризные. Но бывают и периоды, когда складывается впечатление, что малыша просто подменили – появляется беспричинный плач, беспокойное поведение или непослушание. Почему же такое случается? Причина в неправильном воспитании? Или это характер ребенка?
Детские психологи условно выделяют несколько периодов так называемых возрастных кризисов. Они считают, что такие кризисы у детей, «скачки» в поведении, вполне нормальные и закономерные, даже необходимые, поскольку являются очень важной частью в психологическом развитии маленького человека.
Точно определить, когда возрастной кризис у ребенка начнется и закончится, невозможно. Обычно они длятся несколько месяцев, но при неблагоприятных обстоятельствах (неблагополучная семья и т. д.) могут затягиваться на год и дольше. Периоды спокойствия более длительные.
Что же дает такой кризис для ребенка? Во-первых, меняется модель поведения, отношение к окружающим, делается большой толчок в развитии психики малыша или ребенка постарше. Это время довольно нелегкое как для родителей, так и для их чада. Уговоры, что действовали раньше, не помогают, реакция на запрет чего-либо бурная, с криком и паданьем. Дети становятся нервные, слишком возбужденные и эмоциональные, им тяжело общаться с другими людьми.
Кризисные периоды у детей
Психологи выделяют несколько кризисов детского возраста:
- кризис первого года жизни;
- период двух лет;
- кризис трех лет;
- кризис 6-7 лет;
- период «Рубикона» – 9,5 лет;
- пубертат, или кризис переходного возраста: 12-15 лет.
Кризис 1 года
Как проявляется?
Первый год жизни – важный и сложный в развитии маленького человека. Малыш учится ходить, говорит первые слова, делает первые попытки самостоятельно поесть или одеться. Новые умения помогают маленькому почувствовать себя взрослее, он возмущается и капризничает на желание родителей помочь ему, но при этом чувствует страх потерять маму. Иногда бывают проявления упрямства (отказ поесть, погулять).
Что делать, чтобы помочь годовалому ребенку?
Малыш очень нуждается в маме, хочет привлечь внимание разными способами, в том числе криком и слезами. Маме сначала лучше поиграть с ребенком, почитать книжку, а потом заняться своей работой. Вдоволь наигравшись, малыш захочет играть самостоятельно. Благодаря этому периоду, у маленького проявятся новые черты характера, познания о себе, своих навыках, обо всем вокруг.
Если возможно, помогите малышу испытать желаемое – залезть куда-то, потрогать что-то, задержаться возле курочки, кошечки или цветочка. Для взрослого это пустяк, для маленького человечка – познание мира. Исследуйте с ним свойства окружающих предметов и явлений – воды, земли, травы. Изучайте цвета, знакомьте с понятиями «теплое-холодное», «ровное-шершавое». Таким образом его «голод» познания будет удовлетворен, и он получит ваше внимание.
Период двух лет
В два года ребенок активно познает мир, пробует выяснить, что можно, а что нет. Здесь важна реакция родителей – нужно определить, что разрешено для маленького, а на что – табу. Это поможет малышу в дальнейшем знать границы дозволенного. Если дать слабину, ребенок почувствует это и в будущем будет пробовать манипулировать родными. Нередки ситуации, когда маленький человек закатывает истерики. Бороться с ними можно разными способами: окриком, беседой, просто намеком. Дайте понять во время истерики малыша, что вы рядом, слышите его, понимаете, что ему непросто, но правила есть правила.
Кризис трех лет у детей
Как проявляется?
Возраст трех лет – еще один серьезный период. Ребенок начинает чувствовать себя отдельной самостоятельной личностью. Проявляются капризы, своенравие, упрямство, истерики, гнев и крик. Главная причина подобного поведение ребенка – желание самоутвердиться, доказать взрослым, что он «большой» и всё может «сам». Именно эти слова вы услышите от трехлетки чаще всего.
Как справиться?
Родителям лучше идти на хитрые уловки. Например, собираясь гулять, предложите малышу выбрать самому, какую кофточку из двух надеть, или что из приготовленных двух блюд есть. С помощью уговоров, объяснений нужно постараться не допускать у ребенка истерики.
Кидание разных вещей, крик, обида на пять минут – и опять нормальное настроение – обычные явления в возрасте двух-трех лет. Но когда такое происходит очень часто или малыш долго не может отойти из истерического состояния – это серьезный повод для беспокойства.
Постарайтесь дать малышу немного больше свободы, приучайте к небольшой работе по дому, подключайте к своей деятельности. Трехлетний малыш вполне может, например, управляться со столовым ножом и помочь вам порезать что-то не очень твердое к обеду, намазать масло на хлеб. Ему можно вручить швабру или тряпочку во время уборки.
Малыши, которых подключают к взрослым занятиям, чувствуют, что делают что-то важное, и взрослые им доверяют. Таким образом у трехлетки появляется возможность самоутвердиться без истерик.
Нужно сказать несколько слов о возрасте четырех-пяти лет. В основном это время, когда маленький человечек уже хорошо говорит, любознателен, интересуется всем, что видит вокруг, любит фантазировать и выдумывать. Основное для ребенка сейчас – общение, будь то сверстники или родные и близкие. Его нехватка может вызвать капризы и истерики, чтобы привлечь внимание. Детки, которые ходят в детский сад, посещают разные кружки, практически не страдают от невнимания и одиночества в это время.
Кризис 7-8 лет
Как проявляется?
В семь-восемь лет наступает очередной и довольно резкий переходной период у детей. Часто меняется настроение. Ребенок спорит, кривляет взрослых, не слушает замечаний. Почему так бывает? Частично это связано с началом учебы, появлением нового коллектива и новых обязанностей. Ребенку по-прежнему хочется любви и внимания, тогда как теперь с него впервые начинают что-то требовать. Ему может казаться, что любовь взрослых к нему больше не безусловна.
Еще один фактор – переоценка своих возможностей. Ребенок понимает, что может больше чем раньше, но еще не до конца понимает свои новые возможности. То ему кажется, что он уже вполне взрослый и имеет свобод ничуть не меньше родителей, то ему хочется обратно – в беззаботную жизнь малыша-дошколенка, которым все умиляются, потому что он просто есть.
Характерны усталость, нервозность, агрессия, слишком большая активность или замкнутость. Он пробует быть похожим на взрослых. Происходит дальнейшее понимание и анализ собственных эмоций и более критичное отношение к окружающему миру. Часто у детей появляются кумиры – разные персонажи, у которых копируют как положительные, так и отрицательные черты характера.
Что делать?
Поддерживайте ребенка в его интересах и начинаниях. Изучайте мир вместе с ним. Ходите вместе в театры, на выставки, в музеи, на природу. Рассказывайте подрастающему малышу, как устроен мир, пробуйте вместе новые виды деятельности, читайте на ночь сказки. Играйте в развивающие игры, рисуйте, занимайтесь творчеством вместе.Таким образом будут удовлетворены и потребность во внимании, и потребность в познании у ребенка.
По-прежнему не ведитесь на детские истерики – эта рекомендация остается в силе для любого возраста. Сочувствуйте ребенку, если он не справляется со своими эмоциями, но никогда не принимайте решений только исходя из детских слез.
Например, вы заранее договорились, что при походе в магазин не будете покупать ребенку игрушек или конфет. Если ребенок закатывает истерику в магазине и требует купить ему желаемое – это манипуляция, и ей нельзя потакать. Первые разы это будет сделать очень непросто, вам придется абстрагироваться, не включать свои эмоции. Помните, он или она – ребенок, а вы – взрослый, постарайтесь не нервничать и не включаться в «спектакль».
Уведите ребенка из магазина и постарайтесь поговорить с ним без свидетелей «по-взрослому». Напомните, что вы обо всем договаривались заранее, что, возможно, в следующий раз вы договоритесь по-другому, но сегодня очень важно выполнить все договоренности. Таким образом ваш сын или дочь поймет, что вами манипулировать бесполезно. Хотя, возможно, это понимание придет не с первого раза, но оно будет очень ценно и поможет выстроить гармонично дальнейшие отношения с ребенком.
Возраст «Рубикона»
Что это такое?
Рубикон – эта река, через которую перешел Гай Юлия Цезарь со своим войском вопреки решению сената, тем самым начав гражданскую войну. «Перейти Рубикон» – значит принять какое-то бесповоротное решение в жизни, перейти черту, за которую уже невозможно будет вернуться обратно.
Возраст «Рубикона» у ребенка – это период с 9 до 10 лет. Обычно психологи не выделяют этот возраст, но именно в этот период ребенок окончательно прощается с «розовыми очками» детства, миром сказок, принцев, фей, единорогов и деда Мороза. Дети как будто опускаются на землю, вполне погружаются в нашу реальность, что тоже может привести к своего рода кризису.
Это можно сравнить с изгнанием Адама и Евы из рая – время наивного и чистого детства уходит безвозвратно. Именно в этом возрасте родители замечают первую грубость и своеволие в поведении ребенка. Дело в том, что вместе со сказками и верой в чудеса частенько исчезает и вера в беспрекословный родительский авторитет.
Что делать?
Учитесь дружить с ребенком. Теперь на вопрос «почему» не обойтись ответом «потому что я так сказал». Обосновывайте свои слова и поступки. Спрашивайте его мнение. «Заземляйте» ручным трудом – рукоделием, ремеслами, помощью по хозяйству, займите спортом, контролируйте экранное время.
Кризис переходного возраста
Как проявляется?
Самый знаменитый кризис детского возраста, потому что характеризуется радикальными внешними проявлениями. Именно в это возрасте дети пробуют красить волосы в странные цвета, слушать громкую музыку, начинают грубить родителям, замыкаться, хуже учиться, пытаются нарушать запреты и пробовать то, что нельзя.
Почему возникает кризис пубертата? Главная причина – гормональная. За счет активного физиологического созревания кровь подростка перенасыщена гормонами, и еще неокрепшая психика ребенка просто не справляется с этим.
Часто родитель просто не узнают свое чадо в этом возрасте. Говорят, что его «как будто подменили», а был «таким хорошим мальчиком» или «послушной девочкой».
Еще одна причина кризиса пубертата – неудовлетворенное стремление к самостоятельности. Если все детство родители принимали все решения за ребенка, именно в этом возрасте он попытается «уйти в отрыв», нарушить все запреты, доказать-таки, что он личность.
Как родителям справляться с подростком?
- По-прежнему любите свое чадо, не забывайте, что опытный и мудрый взрослый в этих отношениях вы, а он просто ребенок, который пытается справиться с первым штормом в своей жизни.
- Дайте ребенку самостоятельность. Оговорите, что ему делать категорически нельзя, что обязательно нужно, а в остальном предоставьте свободу выбора.
- Постарайтесь найти общие интересы и проводить больше времени вместе. Это может быть поход в кино или просмотр фильма дома, семейные игры вроде «Монополии», совместные поездки, походы в боулинг-клуб. Обязательно принимайте решение вместе, чем вы займетесь.
- Интересуйтесь его жизнью, кругом общения, увлечениями. Подросток может быть замкнутым, не давите на него, просто мягко спрашивайте, как прошел день, например. Просите ненавязчиво познакомить с друзьями. Говорите с его учителями, интересуйтесь страницами в социальных сетях. Постарайтесь понять своего подрастающего ребенка, каким бы сложным это иногда не казалось.
- Обязательно определите его круг обязанностей. Объясните, что он уже достаточно взрослый, чтобы принимать участие в жизни семьи почти наравне с родителями. Взамен он получит «свободы»: возможность решать, например, как он проведет выходные или какой подарок получит на день рождения.
Любой кризисный период для ребенка – серьезное испытание, которое требует огромной выдержки и терпения от родителей. Это неотъемлемая часть взросления. Благодаря таким «переходным» этапам происходит становление характера ребенка, формируется его отношение к другим людям и окружающему миру. Возрастные кризисы у детей происходят по-разному: у кого-то очень бурно, у других почти незаметно, это зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
Спасибо, полезная информация.
Очень познавательно! 👍