Монтессори педагогика в детском саду и дома. Развиваем самостоятельность.

Монтессори методика

Мария Монтессори (1870–1952) была революционеркой, радикально изменившей навязанный ей в то время способ обучения. Она первая итальянка, получившая медицинский диплом, до этого она изучала биологию и инженерию, в возрасте 14 лет. Она также была биологом, психологом, философом, гуманистом и феминисткой. Тем не менее, следует отдельно упомянуть о новаторском взгляде на образование того времени, который до сих пор удивляет своими очень хорошими результатами. «Метод Монтессори» стал известен во всем мире. При помощи этой методики возможно освоить навыки общения, а также элементы бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности.

В чем суть методики Монтессори

Основная цель методики Монтессори — воспитать в ребенке личность, а не научить его конкретным навыкам. Не обязательно ребенку знать алфавит в три года, важно, что это даст ему в будущем. Методика Монтессори — это философия воспитания целостной личности, уверенной в себе и знающей, как получать информацию. Ребенок многое узнает на базе того, чему его научили маленькими шагами с раннего возраста, в будущем он может овладеть более конкретными навыками. Считается, что такой ребенок вырастает более уверенным в себе, открытым и незакомплексованным.

Чем сад Монтессори отличается от обычного

Детский сад Монтессори отличается от обычного, прежде всего, педагогами. В обычной системе обучения преподаватель является центром предоставления знаний, и у ребенка задача получить их от преподавателя. В методике развития Монтессори педагог находится на одном уровне с детьми. Он ничего не рассказывает, он не передает знания. Задача воспитателя — подготовить работу (игры) для детей. Если система в классе уже настроена, педагога в классе может и не быть. Он оставляет работу детям, и они сами решают, что с этим делать.

Воспитатель готовит материалы для занятия, чтобы ребенок потом сам понял, что с этим делать. Например, в монтессори-классе воспитатель не объясняет ребенку: «Смотри, это стакан, в нем вода. Тебе нужно взять эту воду и перелить в другой стакан». Будет стоять поднос, на котором стакан, а на нем лентой будут наклеены несколько отметок. Ребенок может сам попрактиковаться и понять, что ему нужно налить воду до той или иной отметки.

Воспитатель в монтессори педагогике — это наблюдатель, который должен заметить, что интересно ребенку, и вовремя предложить ему эту работу. Например, он замечает, что этому ребенку интересны насекомые — он решает поставить ребенку микроскоп с букашками, а тот подойдет и сам начнет их исследовать.

То есть это не традиционное образование, где педагог руководит процессом и указывает, что делать. А поскольку в классе нет «вожака», то нет и наказаний за то, что ребенок сделал что-то не так. Дети на самом деле идеалисты и сами интуитивно понимают, что надо делать. Главное — не мешать ребенку естественно развиваться. Как говорила Мария Монтессори, основной посыл ребенка — «помоги мне это сделать самому».

самостоятельная работа в Монтессори саду
Каждый ребенок занят своей деятельностью и не мешает другим. Одним материалом могут быть заняты не больше двух-трех детей. Педагог показывает назначение материала, но в самой деятельности не участвует.

Ставка на самостоятельную работу

Детям, которые приходят из обычного сада, может быть немного сложно, поскольку они привыкли к подходу «кружите меня, веселите, показывайте мне что-то». И если в обычном садике дети приходят и играют игрушками, то в саду Монтессори ребенок должен сам придумать себе занятие. Никто его не развлекает, ребенок должен сам почувствовать, что сейчас хочет и что ему интересно. В первый день он может не знать, чего хочет, и это считается нормальным. Воспитатель может помочь и просто обратить его внимание на то, чем занимаются другие дети. Например, ребенок увидит, что кто-то из детей рисует, а кто-то лепит. И он будет знать что, если ему захочется, он сможет тоже этим заняться.

Поэтапное зонирование обучения

В саду Монтессори есть разные зоны:

  • зона практической жизни,
  • зона языка,
  • зона математики,
  • зона биологии.

Легче всего, с чего все начинают, — это практическая жизнь. Это то, что дети могут видеть в быту, но к чему их дома не допускали, считая их маленькими. Дети могут слышать: «Овощерезку не трогай: это опасно», «Воду не бери: разольешь». В методике Монтессори все совсем иначе.

Зоны в Монтессори детском саду
Зоны в Монтессори детском саду имеют большое значение. Все материалы располагаются согласно их назначению в строгом порядке, и детей с детства к этому порядку приучают.

На занятиях дети работают с кухонными принадлежностями. Дети уже видели, как родители дома мыли посуду или наливали воду, как завязывать шнурки или застегивать молнию на куртке. Возможно, ребенок еще не умеет завязывать шнурки, поскольку за него это делали родители, но он знает, что с этим нужно делать. Согласно методике Монтессори дети самостоятельно учатся делать то, что они уже знают и видели. После зоны практической жизни ребенок переходит в следующие зоны по уровням. В одной зоне учат звуки и буквы, в другой — математику.

Возрастное распределение классов

Классы разделены по возрасту: от 0 до 3 лет и от 3 до 6 лет. Такое распределение обусловлено особенностями мозгового и физического развития детей. До трех лет больше внимания уделяется развитию речи, мелкой моторики.

В группах 3–6 лет старшие дети помогают младшим, а младшие берут пример со старших. Когда дети учатся со сверстниками, они могут не до конца понимать, зачем они сейчас учат эти звуки, например. А когда трехлетний малыш учит звуки, он видит, как старшие дети уже читают книгу, и понимает, что он учит звуки, чтобы потом читать, как другие дети. То есть ребенку становится понятно, что это не просто звуки, оторванные от реальности, а звуки, которые в будущем дадут навык.

Самодисциплина

Первый раз педагог рассказывает ребенку, как поступать и на собственном примере показывает возможные правила. Например, педагог разливает воду, берет губку и медленно вытирает воду, медленно выжимает и показывает, куда положить. Ребенок это видит и понимает, что, если разольет воду, то может взять губку и также вытереть то, что разлил. Педагог не говорит ребенку, что делать. Педагог может только напомнить ребенку, чтобы он что-то доделал, если отвлекся.

Система Монтессори не о том, что ребенок должен слушаться педагога, малыш должен прислушиваться к себе и своим желаниям. Когда дети попадают в социум, где все прыгают и бегают, он по своей природе присоединяется к этому. Когда ребенок попадает в ситуацию, где все дети садятся за стол кушать и несут сами себе посуду, он также втягивается в этот процесс, берет  тарелку, чашку и садится есть.

деятельность по Монтессори

Как проходит день в саду Монтессори

Три часа у детей продолжается цикл занятий Монтессори, потом они играют на улице в игры, которые им нравятся: кто-то копается в земле, кто-то сажает укроп, кто собирает клубнику. Затем они возвращаются в сад, сами накрывают себе на стол и едят. После обеда дети спят, а в старшей группе кто хочет — спит, кто не хочется — не спит. После сна у детей продолжается работа в классе, но уже групповая и творческая: они рисуют или готовят вместе какой-то проект. Например, если они изучают бабочек, тогда один рисует бабочку, кто-то ее вырезает, другой должен рассказать что-то о ней. То есть дети занимаются совместным творчеством.

День малыша в детском саду Монтессори:

Сложно ли детям из садика Монтессори адаптироваться к другим правилам

Самое сложное – 1 сентября, когда собирается группа, где каждый ребенок пришел из своего мира и надо объяснить, что здесь делают так, а здесь – вот так. Но когда проходит время, все дети знают, что делать. Если приходит ребенок, который еще этого не знает, он очень быстро втягивается, потому что повторяют за другими. Если ребенок видит, что все снимают куртки сами, он тоже снимает куртку сам. Ребенок понимает: если все это делают, значит, и он сможет.

Дети наблюдательные, и они знают, как вести себя в определенных обстоятельствах. Существуют различные модели поведения, к которым ребенок подстраивается. Дома он ведет себя так, как привык. Когда он приходит в сад, где есть другие правила, то    ведет себя так, как требует этого место, в котором он находится. Дети, которых родители раздевали, в саду, возможно, будут делать это медленнее, но они смогут сами раздеться.

Для некоторых детей детский сад Монтессори может быть, наоборот, отдушиной. Кто-то может полчаса мыть руки в саду, дома родители его подгоняют, чтобы делали это быстрее. В саду Монтессори ребенок делает все в ритме, в котором ему комфортно. Он может медленно намыливать руки, рассматривать мыло, смывать, потом снова мылить руки, и его никто не подгоняет. Ребенок, наигравшись этим мылом, начинает мыть руки уже быстрее.

Есть ли недостатки в методике Марии Монтессори

Мария Монтессори была против сказок, с вымышленными персонажами. Это было обусловлено тем, что, по ее мнению, детей нельзя обманывать. В определенном возрасте дети еще не могут отличать правду от вымысла, поэтому воспринимают все за реальность. Если ребенку сказать, что колобок живет в Италии, он в это поверит и будет так думать. Основательница метода была против этого.

По методике развития Монтессори есть сказки, но они немного другие. Например, есть сказка о вежливой Ламе. На примере этой сказки педагоги показывают, как вежливо себя ведет Лама, и дети могут брать с нее пример. Мария Монтессори была бы против такого, но со временем появления ее методики прошло много лет, и все несколько изменилось.

Существует мнение, что методика Монтессори не развивает воображения и творчества у детей, но это не так. Монтессори была не прочь развития воображения, а наоборот, именно для развития воображения она сделала множество деревянные предметов. Ребенок может играть «деревяшкой», представляя, что это вертолет, кукла или лошадь. Благодаря этим предметам он может развивать свое воображение.

Все материалы Монтессори имеют свой смысл. Например, башня состоит из кубиков разного размера. Каждый кубик больше на размер предыдущего. Сооружая эту башню, ребенок создает ассоциативный ряд, постигает разницу большого и маленького. Есть материал, который называется «штанга», на примере которого ребенок усваивает понятия длинного и короткого.

Монтессори фигуры

Сегодня пока нет варианта: после садика пойти в школу Монтессори. В обычной школе будет все иначе, будут оценки и другие правила. Задача детей — адаптироваться, а задача педагогов Монтессори — воспитать столь уверенных в себе личностей, для которых эта адаптация не станет проблемой.

Методика Монтессори для развития самостоятельности дома

Педагогика Монтессори все чаще используется в детских садах. Но могут ли эти принципы быть применены и дома? Некоторые из них точно! Мы расскажем, как поддержать независимость ребенка, применяя принципы Монтессори.

Независимость в подходе Монтессори

По словам Марии Монтессори, чтобы человек был свободным, он должен быть независимым. Итальянский доктор тесно связала три понятия: свобода, достоинство и независимость. В то же время независимость понимается не как «произвольность», а как право выбора в определенных пределах.

Независимость в соответствии с принципами Монтессори распространяется и на активное участие в семейной жизни. Это приводит к выполнению домашних обязанностей и рассматривает даже самые банальные действия как возможность учиться для ребенка.

Для многих педагогика Монтессори связана с образованием без стресса. Стоит помнить, что этот метод предполагает предоставление ребенку свободы в границах. Ребенок должен соприкасаться со всем, что его ожидает в практической жизни, — также с невзгодами, проблемами, которые предстоит решить, и границами.

Некоторые методы обучения Монтессори заставляют детей быстро овладевать конкретными навыками. Однако навязывать детям все ограничения, описанные в методе, является ошибкой. Почему? Потому что метод в оригинале был разработан Марией Монтессори для умственно отсталых детей. Поэтому ее ученикам нужны были четкие правила функционирования, чтобы они чувствовали себя в безопасности и не действовали хаотично.

Свобода в установленных пределах

Родители хотят лучшего для своего ребенка. Они помогают ему решать проблемы, поддерживают его. Часто даже не осознавая, что таким образом они препятствуют обучению независимости.

Так как же выглядит «свобода в установленных пределах»? Дайте ребенку выбор между двумя, тремя вариантами (хочешь надеть синие или красные носки? Хочешь яблоко или банан на десерт?).

Такое поведение требует бдительности, потому что, с одной стороны, родитель должен заботиться о безопасности малыша и поддерживать его, а с другой стороны, он должен воздерживаться от выбора вместо ребенка.

Монтессори правит дома

Учите независимости вашего ребенка, используя предположения Монтессори! У нас есть несколько советов для вас, как это сделать:

Регулировка пространства

Согласно методике развития Монтессори, пространство вокруг ребенка должно быть расслабляющим, стимулирующим к самостоятельной игре, гармоничным и эстетичным. Комната/квартира должна:

  • быть свободной для деятельности ребенка;
  • иметь ограниченную гамму цветов (включая игрушки); Подробнее о развивающих игрушках для детей от 1 года.
  • иметь элементы, оборудование, настроенное пропорционально потребностям ребенка.
Монтессори материалы
Монтессори материалы всегда натуральные, красивые, понятные и имеют конкретное назначение.

Мебель адаптирована для ребенка: открытые и низкие полки (особенно с игрушками, книгами, а также одеждой для малышей). Стул и стол для еды, адаптированные к росту малыша, стул за столом, где ест семья. Низко висящие вешалки для одежды (например, куртки).

Ребенок и повседневные обязанности

Покажите своему ребенку, как делать определенные вещи, и дайте ему попробовать. Правильно проведенное обучение новым вещам для детей ассоциируется с весельем и чувством удовлетворения после выполнения задания. Поощряйте вашего ребенка за самостоятельные действия (чистка зубов, переодевание), а также работу по дому.

У нас на сайте Вы найдете множество идей для развивающих занятий с детьми 2-3 лет.

Разрешить пробовать и учиться на ошибках

Согласно принципам Монтессори, свободное действие и переживание являются наиболее подходящим способом развития. Также, поддерживая самостоятельность в обучении, не забудьте дать вашему ребенку возможность попробовать, совершить ошибки и исправиться.

Монтессори педагогика — одна из самых гармоничных и естественных педагогических систем. Смело внедряйте ее заповеди в жизнь, и очень скоро увидите положительные результаты!

Поделитесь в комментариях, какие педагогические приемы применяете вы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: